«… Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком ранее».
Ясно, что известный педагог имеет в виду дошкольное образование. И поэтому необходимо сохранить целостность образовательной среды, то есть соблюдать преемственность между дошкольным и школьным образованием.
Что же такое преемственность?
Преемственность — это последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания.
Цель работы ДОУ по осуществлению преемственности со школой: подготовка детей к обучению в школе.
Задачи:
Установление связи между программами, формами и методами работы детского сада и школы;
— Физическое развитие и укрепление здоровья детей;
— Развитие творческих способностей;
— Обеспечение сотрудничества педагогов ДОУ и школы;
— Формирование партнёрских отношений родителей с педагогами и специалистами ДОУ.
Нами были определены три основных направления (в совместной работе) обеспечения преемственности между дошкольным и школьным образованием:
- методическая работа с педагогами (ознакомление с требованиями ФГОС к выпускнику, обсуждение критериев «портрета выпускника», поиск путей их разрешения, изучение и обмен образовательных технологий, используемых педагогами ДОУ и школы);
- работа с детьми (знакомство детей со школой, учителями, организация совместных мероприятий);
- работа с родителями (получение информации, необходимой для подготовки детей к школе, консультирование родителей по вопросам своевременного развития детей для успешного обучения в школе).
Механизм осуществления преемственности, его составные части функционируют с помощью определенных форм и методов, реализуемых в процессе специально организованной деятельности администрации, педагогов ДОУ, учителей начальных классов по созданию условий для эффективного и безболезненного перехода детей в начальную школу.
Формы осуществления преемственности могут быть разнообразными, и их выбор обусловлен степенью взаимосвязи, стилем, содержанием взаимоотношений участников образовательного процесса.
Формы осуществления преемственности:
- Работа с детьми:
- экскурсии в школу;
- посещение школьного музея, библиотеки;
- знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями школы;
- совместные праздники;
- Взаимодействие педагогов:
- круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы;
- открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;
Важную роль в преемственности дошкольного и начального образования играет сотрудничество с родителями:
- Сотрудничество с родителями:
- совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителям и школы;
- консультации с педагогами ДОУ и школы;
- дни открытых дверей;
- анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;
Согласованная и дружная работа школы и детского сада позволит оценить адаптацию наших выпускников, поговорить о каждом ребёнке, постараться помочь ему, основываясь на данных наблюдений, проведённых за ним ещё в детском саду. Думаю, что такое сотрудничество ради детей и позволяет нам добиваться положительных результатов в работе.